ОТДАТЬ НЕЛЬЗЯ, ОСТАВИТЬ: БОЛЕЕ 70% ПАССАЖИРСКИХ САМОЛЁТОВ НЕ БУДУТ ЛЕТАТЬ ЗА ГРАНИЦУ

ОТДАТЬ НЕЛЬЗЯ, ОСТАВИТЬ: БОЛЕЕ 70% ПАССАЖИРСКИХ САМОЛЁТОВ НЕ БУДУТ ЛЕТАТЬ ЗА ГРАНИЦУ

Правительство запретило российским перевозчикам отдавать самолёты лизингодателям без специального разрешения. Лизинговые самолёты не присвоят, но и не вернут. Авиакомпании смогут продолжить эксплуатацию этой части флота только внутри России.

Вопрос с лизинговыми самолётами решился до "часа Х". После введения санкций со стороны ЕС и США перед перевозчиками стояла необходимость вернуть воздушные суда собственникам до 28 марта. Согласно заявлению министра транспорта РФ Виталия Савельева, лизингодатели уже запросили возврат более 500 бортов, которые сейчас эксплуатируют российские авиакомпании.

В среду, 23 марта, для решения этого вопроса были опубликованы два Постановления Правительства от 19 марта. Оба документа сформированы в рамках исполнения Федерального закона №56-ФЗ, который президент Владимир Путин подписал 15 марта 2022 года, и вступили в силу со дня опубликования.

Это Постановление №411 об особенностях регистрации самолётов в Госреестре РФ и госрегистрации прав на воздушные суда, а также №412 об особенностях исполнения лизинговых договоров.

Согласно первому документу, отечественные авиакомпании смогут ускоренным способом зарегистрировать самолёты в России и получить российский сертификат лётной годности. Подать заявку можно любым удобным способом (в том числе, через портал "Госуслуги"), сроки регистрации сократили до 5 дней. При этом для внесения в российский реестр от авиакомпаний не потребуется ни документы о праве собственности, ни какой-либо документ, подтверждающий исключение самолёта из иностранного (например, ирландского или бермудского) реестра. Достаточно наличия письма авиавластей иностранного государства о прекращении или приостановлении действия сертификата лётной годности в связи с санкциями против РФ (такой документ, например, уже выпустили Бермудские острова, где зарегистрирована большая часть лизинговых самолётов).

Второе постановление, №412, решает более важные вопросы. Во-первых, самолёты не национализируются. Более того, авиакомпаниям можно продолжать платить за них иностранным лизингодателям. Но теперь лизинговые платежи можно осуществлять в рублях согласно Указу Президента о применении специальных экономических мер в кризисный период. Согласно Постановлению, вывоз лизинговых самолётов из страны при наличии требования о досрочном возврате иностранного судна лизингодателю или арендодателю теперь временно (вероятно, до окончания санкций) невозможен. Он регламентируется указом президента №100 - одного желания авиакомпании вернуть самолёт лизингодателю недостаточно - на это ей нужно специальное разрешение Правительства. Таким образом, выводятся из под удара сами авиакомпании, которые брали в лизинг самолёты -  ответственность за невозврат самолётов берёт на себя государство.

Кроме того, напомним, что каждый зарубежный вылет теперь должен отдельным образом согласовываться с Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация). Эксперты предполагают, что эта мера предпринята для того, чтобы желающие авиакомпании не могли таким образом передать самолёты лизингодателю (как мы писали ранее, некоторые российские авиакомпании хотели бы отдать самолёты владельцам).

Российские авиакомпании, согласно Постановлению, будут обеспечивать техническое обслуживание самолётов, взятых в лизинг у иностранных компаний, на территории РФ, а страхование и перестрахование их осуществлять также в российских страховых и перестраховочных компаниях. По мнению Правительства, такое решение позволит снять риски для пассажирских авиаперевозок.

Итог: российские авиакомпании с 23 марта смогут продолжить эксплуатировать самолёты, которые брали в лизинг у иностранных компаний, только на внутрироссийских рейсах. А зарубежные полёты на этих самолётах (может быть, за исключением некоторых не самых распространённых направлений), становятся невозможны.

Сколько самолётов потеряны для полётов за границу? Министр транспорта Виталий Савельев считает, что всего у России есть 1 367 бортов. Эксперты авиаотрасли полагают, что из этого количества самолётов "большой пассажирской авиации", способных летать за границу, не более 800.

Требования лизингодателей, по словам министра транспорта, распространяются на 500 из них, а еще 78 уже задержаны за рубежом из-за требований лизингодателей. Таким образом, по предварительным подсчётам за рубеж не смогут летать чуть менее трёх четвертей (72%) всей "большой пассажирской авиации". Должно остаться около 200 самолётов, и слова министра транспорта это подтверждают.

"Мы поставили точку. Теперь за рубеж мы летаем только на машинах, которые являются российскими, либо зарегистрированы были уже до того сразу как российские. Это 193 самолёта, из которых 148 "Superjet 100", один Ту-204 и 44 импортных "Airbus" и "Boeing", - сказал накануне министр транспорта РФ Виталий Савельев.

Таким образом, туристам пока не стоит надеяться на массовые чартерные программы в Турцию, Египет и, тем более, в Таиланд или Вьетнам, по крайней мере, в том объёме, что были до пандемии. Возможно, чартерные цепочки и будут, но уже не с той частотой и провозной мощностью, и, конечно, дороже.

Характерно, что 23 марта "PEGAS Touristik" объявил о старте продаж турпакетов в летнюю Турцию, но уже не на бортах партнёров "Nordwind" и "PegasFly", а на рейсах турецкого национального перевозчика "TurkishAirlines". На этих же рейсах сейчас формируют летние туры в Турцию и другие туроператоры.

Некоторый больший, чем сейчас, оптимизм по поводу чартерных программ в Турцию или Египет может возникнуть только позже, например, после завершения спецоперации и после получения точных заверений властей упомянутых стран о том, что наши самолёты задерживаться не будут, полагают опрошенные эксперты. Одновременно подчёркивая, впрочем, что такие решения сейчас выглядят "гипотетическими" и "туманными". Есть, конечно, и вариант, когда самолёты будут выкуплены.

Отдельно следует подчеркнуть, что в постановлениях Правительства, опубликованных 23 марта, ничего не говорится о переходе прав собственности на воздушные суда к каким бы то ни было лицам и компаниям в РФ. По словам Виталия Савельева, вопрос с правом собственности до сих пор остается нерешённым.

"Основная наша проблема, она достаточно серьёзная, она стоит больших денег, первое - надо определиться нам с Правительством, что делать авиакомпаниям, которые мы сподвигли оставить самолёты. Выкуп самолётов должен быть или не должен? Потому что лизинговые платежи компании должны продолжать платить, но лизингодатели не хотят нам продавать самолёты", - сказал министр 23 марта.

Совокупная остаточная стоимость флота, эксплуатируемого российскими перевозчиками, составляет 20 млрд долларов. Ещё 200 млрд рублей - это аккредитивы, которые выставляли российские банки, гарантируя платёжеспособность российских авиакомпаний. Если авиакомпании не будут выполнять своих обязательств перед лизингодателями, то означенную сумму потеряют российские банки.

"Либо банки страдают, либо авиакомпании, потому что банки предъявляют претензии", - охарактеризовал ситуацию министр транспорта, отметив при этом, что Правительство надеется найти решение к следующему понедельнику, 28 марта.

Отметим, что даже если государство решится выкупить все или часть самолётов у лизингодателей, летать за границу многим из них (по меньшей мере, ста с лишним "Boeing") будут мешать отдельный запрет Минторга США (обслуживать за границей эти самолёты не станут).

По оценкам участников отрасли, внутреннему российскому рынку (с учётом снижения платёжеспособности населения) такое количество самолётов может и не понадобиться. Сохранение всего флота внутри России приведёт к образованию переизбытка провозных мощностей, считают представители ряда авиакомпаний, с которыми поговорил "Вестник АТОР". С другой стороны, чартерным авиакомпаниям, которые аффилированы в той или иной степени с туроператорами, сейчас не остаётся ничего иного, как максимально перестроиться на работу в основном на внутреннем рынке.

Тем не менее, подчёркивают эксперты, для успешного использования иностранных самолётов внутри России ещё предстоит решить довольно острую проблему с запасными частями, техобслуживанием, обновлением навигационных карт и другие технические вопросы. Но это уже отдельная тема, и о ней мы ещё поговорим.

https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/59274.html