«Cоциальное дистанцирование» пассажиров в самолете – конец эпохи доступных полетов.

«Cоциальное дистанцирование» пассажиров в самолете – конец эпохи доступных полетов.

Многие из читателей «Вестника АТОР» уже видели разошедшиеся по сети картинки проектов «разреженной» рассадки пассажиров в салоне в «посткоронавирусную» эпоху. Специалисты авиации однозначны в своих оценках – на практике такое «социальное дистанцирование» приведет к двум одинаково плохим сценариям.

В своем недавнем заявлении Международная Ассоциация гражданской авиации (IATA) наряду с поддержкой такой временной меры, как ношение масок на борту самолета пассажирами и членами экипажа, однозначно сообщила, что не поддерживает внедрение мер «социального дистанцирования» в полете, выраженное в оставлении пустыми кресел между пассажирами.

Исследования IATA свидетельствуют, что риски распространения инфекции на борту самолета крайне низки. Так, отслеживание контактов 1 заболевшего COVID-19 среди пассажиров рейса из Китая в Канаду не выявили ни одного инфицированного. Такое же отслеживание контактных персона рейсе из Китая в США с 12 зараженными пассажирами не выявило ни одного подхватившего вирус.

IATA также провела исследование случаев на рейсах 18 крупных авиакомпаний с января по март 2020 года, которое выявило всего три случая заражения коронавирусом COVID-19 (предположительно) в ходе полета – и все они касались заражения пассажирами персонала воздушного судна.

Еще одно исследование IATA включало отслеживание контактов 1,1 тыс. пассажиров на рейсах с января по март, у которых был после полета выявлен коронавирус. Результаты исследования не обнаружили случаев заболевания у более чем 100 тысяч окружавших их других пассажиров этих рейсов. В итоге, ни одного действительно подтвержденного случая передачи вируса от пассажира к пассажиру именно в ходе полета в настоящий момент не выявлено, заключают в IATA.

В IATA считают, что антивирусной безопасности способствуют несколько факторов, уже органически присущих современным салонам воздушных судов:
- существующая рассадка не позволяет пассажирам тесно общаться «лицом к лицу», а спинки кресел сами по себе – хороший барьер от передачи вируса;
- воздушный поток в салоне направлен от потолка к полу, и это снижает риск передачи вирусов вдоль салона, «прибивая вниз» частицы и микрокапли;
- в современных самолетах используются при очистке воздуха фильтры HEPA (High Efficiency Particulate Air) которые поддерживают высокое качество циркулирующего воздуха, задерживая бактерии и крупные вирусы (к которым относится и COVID-19).

Поэтому в IATA выступили против предлагаемой практики «свободного среднего кресла» между пассажирами как меры "социального дистанцирования". «Ношение масок пассажирами и экипажам позволяет снизить и без того низкий риск, одновременно позволяя избежать катастрофического удорожания перелетов, которое неизбежно произойдет, если при полетах будут внедрены меры социального дистанцирования», - отмечают в IATA.

Призывы к введению социального дистанцирования на борту, по оценкам IATA, серьезно ударит по экономике авиакомпаний, сделав возможной максимальную загрузку рейса только на 63%. Это существенно ниже, чем уровень загрузки, позволяющий авиаотрасли сегодня функционировать безубыточно (77%). Уменьшение количества продаваемых кресел приведет к взлету цен. В сравнении с 2019 годом, средние цены на авиабилеты, в зависимости от региона мира, взлетят от 43% до 54% - и это только минимальный уровень, позволяющий поддерживать хотя бы безубыточное функционирование.

«Авиакомпании сейчас борются за выживание. Если мы уберем средние кресла из продажи, это резко повысит цены, и эпоха доступных полетов безвозвратно уйдет. С другой стороны, если авиакомпании не смогут компенсировать свои расходы за счет поднятия цен, они уйдут с рынка. Ни один из этих сценариев не является позитивным в то время, когда мир будет нуждаться в развитом авиасообщении во время восстановления экономик после пандемии COVID-19», - подчеркнули в IATA.

В IATA считают достаточным для снижения рисков заражения на борту, прежде всего, использование масок экипажем и пассажирами. В то же время в ассоциации полагают, что в зависимости от ситуации, для обеспечения дополнительной безопасности могут быть использованы и такие временные меры, как:
- регулярный скрининг температуры у пассажиров, команды воздушных судов и работников аэропортов;
- процедуры посадки и высадки, минимизирующие тесные контакт пассажиров друг с другом;
- ограничение передвижения пассажиров по салону во время полета;
- более частая и тщательная уборка и дезинфекция салона самолета;
- упрощенная процедура питания на борту, предусматривающая менее тесный контакт между экипажем и пассажирами.
- если будет доказана эффективность и обеспечена доступность тестирования на антитела, внедрение (как временной меру авиабезопасности) «иммунных паспортов» на COVID-19.

В IATA, тем не менее, сомневаются, что доступные «иммунные паспорта» или вакцинирование от COVID-19 повсеместно появятся к тому моменту, когда мировой авиаиндустрии надо будет расти и восстанавливаться, поэтому предлагают ограничиться более доступными и простыми мерами.

https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/51390.html